Main menu

History

     The JSC «Uzdonmahsulot» represents the dynamically developing part of the bread-production industry of Uzbekistan. 

     The structure of the JSC is represented by:

  •      Enterprises involved in purchasing, dislocation and storage of the grain and seeds for the governmental purposes;
  •      Production lines that provide branches of the industry and population of the Republic with the finest brands of flour, groats, fodder as well as bakery, macaroni and pastry products.

     History of the industry as a whole system for grain storage and processing is known for 3 centuries. Even nowadays there are active mills built in 19th century, though their appearance has changed significantly. Water and steam mills were replaced with the mills equipped with modern high productive equipment. One of such mills, now named as «Tashkent non shahri», was built in 1885. This mill was the largest and the best mill in Turkistan region producing 30 tons of flour a day for 25 years (until 1910). First steam mill in Tashkent was built in 1910 (present JSC «Galla-Alteg).

     Management structure of the storage system began with creation of the control office in Tashkent in 1867. This control office was working in the area of bread-product preparation for the governmental needs on the free-exchange basis. And preparation of the grain for the needs of population in most cases was carried out through mediators who gathered large amounts of grain and organized its primary processing and storage.

Beginning from 1928 the bread monopoly was set in Turkistan region which existed up to the end of Soviet authority existence. That time regional provision directories were created for preparation of the grain in all regions. These directories were managing all preparation process from its beginning to the end. Preparation was done in the form of natural tax, e.g. 127 collecting points were built near the railway stations so that farmers could sell the grain to the government at fixed prices. Some of these points then served as a basis for creation of the Network of Preparation and Selling Points «Zagotzerno». Provision tax was abrogated in 1924 and from that time on preparation of agricultural products is done in the form of purchase through Ministry of Preparation.

Ministry of Preparation of Uzbekistan has numerous predecessors, including «Turknakomprod» and «Aziahleb». In 1932 «Aziahleb» was replaced by Republican office «Uzzagotzerno» and «Uzglavmuka» trust. On July 20, 1956 the Union-Republic Ministry of bread-products of Uzbek Social Soviet Republic was formed. In 1922 bread-production industry consisted of 7 mills, and population of Uzbekistan was equal to 4 million people. In 1943 the amount of mills was increased up to 10 processing up to 300 thousand tons of different sorts of flour and semolina.

When formed in 1956 the Ministry of bread-products consisted of 73 production lines, 11 depths points, 3 storehouses, 3 hay storage points, 15 quality and fodder mills and 3 groats plants. 3 quality mills were working in Tashkent, one in Kuva city, one in Fergana, one in Andijan and one in Samarqand city. Fodder mills were introduced over 2 year period (1941-1943) in Bukhara, Djizak, Karshi, Kattakurgan, Samarqand, Urgench, Termez and Nukus cities. Two groats plants (one in Tashkent and another in Samarqand) were producing barley, rice and wheat. At that time population needed 1300 thousand tons of wheat while quality mills were producing only 360 thousand tons (28%) of what was needed. Therefore 10 more quality mills were built and put into operation in 1958-1964. Fodder industry began to develop in the second half of 1959. During 1960-1961 16 small-scale fodder plants were built in Fergana, Kokand, Tashkent, Asaka, Kuva, Djizak, Samarqand, Kattakurgan, Kagan, Bukhara, Karshi, Urgench, Nukus, Termez and Kizil-tepa cities.

In 1961 the government adopted a crucial resolution «On reconstruction and modernization of organization of state purchase of agricultural products». According to this resolution grain purchase must be made only by means of signing contracts. All other means of grain preparation were forbidden.

The Ministry of bread-products was abolished on March 24, 1961 and the Ministry of preparation was formed which included regional state inspection offices. State inspection office for grain preparation and quality control was chaired by the Main state inspector. This new Ministry was one of the largest preparatory organizations ever formed during Soviet Union period.

New reorganization was made in the industry of bread-products on May 1965 and as a result the Ministry of bread-products and fodder industry of the Republic of Uzbekistan was formed. New Ministry paid its main attention to finalizing works that had been begun including reconstruction of active enterprises and automation of hard manual labour. At some plants the issue of flour storage and selling without using package was successfully realized. For this purposes special tanks were built. Non-package storage, selling and transportation of flour showed high efficacy because hard manual labour and bag-costs were eliminated. Fodder industry started to develop in 1965-1969 when fodder produced at that time was enriched with antibiotics, vitamins and microelements. Moreover, granulation of the fodder had been started.

In 1970 active Ministry was again abolished and the Ministry of grain purchase was formed on its basis. During next 10 years high raise rate of the basic funds of industry was observed. Technological production level and the volume of production produced were increased. By 1980 flour production was increased 3.3 times, groats production was increased 18.1 times, and fodder production was increased 11.6 times when compared with the data of 1969. Specific weight of production of the finest flour was increased from 49.2% (1970) up to 83.7% (in 1980).

During 1981-1985 new mills were put into service in Kuva, Navoi, Fergana and Uchkurgan cities which produced totally 1300 tons a day. Also, new elevators were put into service with total capacity of 240.2 thousand tons. During the same period 11 mills were modernized and partially renovated. On other 13 mill-plants and 5 rice plants technical modernization with capacity increase up to 300 and 230 tons of grains a day correspondingly was carried out.

In 1986-1990 new reorganization was made in agro industrial sector. The Union Ministry of grain storage was abolished on October 14, 1985 and Union-Republic Ministry of bread-products was formed on its basis. After 6 month this Ministry was again reorganized and this time it included the union of bread-product, macaroni and pastry industries (named «Uzkhlebprom») together with its 22 subordinated bakery enterprises. New Ministry did the same job as the formed Ministry. During 1987-1990 production capacity continued to increase rapidly. New enterprises were put into operation, these include:

  • 7 mills for sort-flour production with total capacity of 1900 tons a day (including Aktash, Akaltyn and Kurgantepa mills equipped with high-productive equipment);
  • 4 plants for groats production with capacity of 100 tons of grain a day (Nukus, Shovot, Syrdarya, Urgench);
  • 7 fodder plants with capacity of 1910 tons a day (including Akaltyn and Khankin plants with capacity of 630 tons a day, Dustlik and Uchkurgan plants with capacity of 250 tons a day, Akkobog plant with 100 tons a day and Muzrabad (Gagarino) plant with capacity of 50 tons a day).

12 mills were technically modernized and the old equipment was replaced with new high-productive equipment. As a result the total capacity was increased up to 573 tons a day. Similar modernization was carried out at the plants for groats production. During the same period more than 300 thousand tons of elevator capacities were put into operation.

Large capacities of mill plants, that were put into operation during 1987-1990, were the final step of bread-product industry development. At that time bread-product industry was fully providing the needs of population. During the same period the Ministry of bread-products was reorganized into the State Concern «Uzkhlebprodukt». The Decree of the president made on April 22, 1994 played an important role in improvement of the industry activity. According to this decree the State Concern «Uzkhlebprodukt» was reorganized into the State Joint Stock Corporation. President’s Decree initiated the process of privatization of the industry enterprises. During 1995-1998 13 large shops for groats production, 30 fodder plants and 52 flour plans were privatized.

If these enterprises had enough resources they could produce more that 300 thousand tons of groats, 3 million tons of fodder and flour per year which would satisfy the needs of the Republic.

The State Joint Stock Corporation «Uzdonmahsulot» was reorganized into JSC «Uzdonmahsulot» according to the Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan of August 6th, 2004 with the purpose of perfection of the purchase, storage and processing management, further development of the industry, privatization processes activation and investments attraction. As before the JSC «Uzdonmahsulot» deals with the purchase, storage and processing of the grain of the governmental reserve into bread-products. It should also provide the economy branches and the population of the Republic of Uzbekistan with the bread-products.

According to the decision, at present time joint-stock company «Uzdonmahsulot» has 44 enterprises and 25 branches.

There are 58 mils, 114 bread baking manufactories, 46 pasta manufactories, 45 grain  production manufactories and 2 crushed grain production manufactories. 

In order to supply food products to the domestic consumer market, to expand the range of products, to provide the population with quality bakery products, pasta and grain the enterprises of «Uzdonmahsulot» carry out systematic work. 

In order to expand the range of products in 2010-2017 were created and worked 77 units of modern equipment from Russian company «Vinix», manufactured by German company «Wachtel». The result is that the quality of our products has improved and the production of bakery products has increased. Today these manufactories produce 40-45 different types of bread and bakery productsThere were created conditions for the delivery of hot bread to the people, living in remote regions of our country. 

In 2010-2017 20 modern pasta manufactories were put into operation . As a result, a pasta manufacturing was increased at 15-17 times. Also, there was created a pasta packaging line for small packs.

Основное меню

История компании

10.09.2018

Акционерная компания «Уздонмахсулот» представляет отрасль хлебопродуктов Узбекистана, её динамично развивающуюся часть, структура которой представлена :

  • предприятиями по закупке, размещению и хранению зерна и семян для государственных нужд;
  • производствами, обеспечивающими отрасли экономики и население республики
  • Высококачественными сортами муки, крупы, комбикормов, а также хлебобулочными, макаронными и кондитерскими изделиями;

История отрасли как целостной системы заготовок зерна и его переработки прослеживается на протяжении 3-х веков. До сих пор в отрасли действуют мельницы, построенные в 19 веке. Конечно, их облик неузнаваемо изменился. На смену водяным и паровым мельницам пришли мельницы с современным высокопроизводительным оборудованием.

В 1885 году построена мельница, ныне носящая название «Тошкент нон шахри», в сутки мельница вырабатывала 30 тонн сортовой муки и на протяжении 25 лет (до 1910 года) была наиболее крупной, а по техническому оснащению – лучшей мельницей Туркестанского края. Первая паровая мельница в Узбекистане, оборудованная вальцевыми станками, была построена в Ташкенте в 1910 году (ныне АО «Галла-Алтег»).

Сама управленческая структура системы заготовок начиналась с создания в Ташкенте Интендантского ведомства в 1867 году. Интендантское ведомство занималось заготовкой хлебопродуктов для государственных нужд и так же, как и частные лица, закупал хлебопродукты исключительно на основе свободной купли-продажи. Заготовка же зерна для снабжения населения в большинстве случаев проходила через посредников, которые собирали крупные партии зерна, организовывали его первичную обработку и хранение.

С 1918 года в Туркестанском крае установилась хлебная монополия и просуществовала до конца дней советской власти. Для заготовок зерна во всех областях были созданы областные продовольственные директории, которые непосредственно руководили всей заготовительной компанией от начала до завершения. Заготовка производилась в виде натурального налога. Для бесперебойной сдачи государству зерна по твердым ценам в виде натурального налога были открыты вблизи железнодорожных станций 127 ссыпных пунктов, впоследствии некоторые из них явились основой для организации сети реализационных и заготовительных баз «Заготзерно». С 1924 года взимание продовольственного налога было прекращено. Заготовки сельскохозяйственных продуктов начиная с урожая 1924 года стали осуществляться в форме закупок через структуру Министерства заготовок.

Министерство заготовок Узбекистана имело многочисленных предшественников, от Туркнаркомпрода до «Азиахлеба»,с 1932 года «Азиахлеб» сменила республиканская контора «Уззаготзерно» и трест «Узглавмука» и только 20 июля 1956 года было организовано союзно-республиканское Министерство хлебопродуктов УзССР. Если в 1922 году отрасль состяла из 7 мельниц, а население республики на современной территории Узбекистана составляло 4 млн. человек, то уже к 1943 году количество мельниц увеличилось до 10, вырабатывалось до 300 тыс.тонн муки разных сортов и манной крупы.

При образовании в 1956 году Минхлебопродукта в его состав уже входили 73 линейных заготовительных пункта, 11 глубинных пунктов, 3 перевалочные базы, 3 сенопункта, 15 мельниц сортового и обойного помола и 3 крупозавода. Три сортовые мельницы действовали в Ташкенте и по одной в Куве, Фергане, Андижане и Самарканде. Мельницы с обойным помолом были введены в действие за два года (1941-1943г.г.) в Бухаре, Джизаке, Карши, Каттакургане, Самарканде, Ургенче, Термезе и Нукусе. Рисовую, ячменную и пшеничную крупы вырабатывали два крупозавода в Ташкенте и один в городе Самарканде.

Для снабжения населения требовалось 1 млн. 300 тыс. тонн муки , а сортовые мельницы вырабатывали только 360 тыс.тонн или 28% от потребности. И тогда в период с 1958 по 1964 год было построено и введено в действие 10 сортовых мельниц. Положено начало развития комбикормовой отрасли, которое пришлось на вторую половину 1959 года. Только за 1960- 1961 г.г. построено 16 малогабаритных комбизаводов – в Фергане, Коканде,Ташкенте, Асака, Куве (Федченко), Джизаке, Самарканде, Каттакургане, Кагане, Бухаре, Карши, Ургенче, Нукусе, Термезе и Кизил-тепе.

В 1961 году правительством было принято судьбоносное постановление «О перестройке и улучшении организации государственных закупок сельскохозяйственных продуктов». В соответствии с этим постановлением закупки зерна обязаны были производиться только в порядке контрактации – путем заключения договоров. Все другие методы заготовок были запрещены.

24 марта 1961 года Министерство хлебопродуктов Узбекистана было ликвидировано и на его базе организовано Министерство заготовок. В его составе были созданы региональные государственные инспекции . Государственную инспекцию по закупкам и качеству возглавлял Главный государственный инспектор.

Вновь созданное министерство было одной из самых крупных заготовительных организаций, которые создавались и функционировали в годы советской власти.

В мае 1965 года в отрасли хлебопродуктов была проведена новая реорганизация, было создано Министерство хлебопродуктов и комбикормовой промышленности Узбекистана. Вновь созданное министерство основное внимание уделило завершению начатых работ, реконструкции действовавших предприятий и механизации тяжёлого ручного труда. На некоторых заводах успешно решалась задача бестарного хранения и отпуска муки из специально построенных ёмкостей. Бестарное хранение, отпуск и перевозка муки имели высокую эффективность за счет ликвидации тяжёлого ручного труда и сокращения затрат на мешкотаре. В 1965-69г.г. широкое развитие получила комбикормовая промышленность. Вырабатываемые в те годы комбикорма уже обогащались антибиотиками, витаминами и микроэлементами, начато их гранулирование.

В 1970 году действовавшее министерство в очередной раз было ликвидировано и на его базе вновь создано Министерство заготовок. Последующие 10 лет отмечены высокими темпами роста основных производственных фондов, повышением технологического уровня производства, увеличением объёмов вырабатываемой продукции. К 1980 году производство муки возросло против 1969г. в 3,3 раза, крупы- в 18,1 , а комбикормов – в 11,6 раза. Удельный вес муки высоких сортов в общем объёме вырос с 49,2% в 1970г. до 83,7% в 1980г.

За период с 1981 по 1985 г.г. були введены в строй мельницы в Куве, Навои, Фергане и Учкургане общей мощностью 1300 тонн в сутки, введены в строй элеваторы общей ёмкостью 240,2 тыс. тонн. В эти же годы на 11 мельницах была произведена реконструкция с частичной заменой морально устаревшего оборудования на высокопроизводительное, а на 13 других мельзаводах и 5 рисовых произведено техническое перевооружение с приростом мощности соответственно на 300 и 230 тонн переработки зерна в сутки.

В 1986-90гг в агропромышленном комплексе было проведена новая реорганизация. 14 октября 1985 года союзное Министерство заготовок было ликвидировано и на его базе создано союзно-республиканское Министерство хлебопродуктов, уже через полгода в марте 1986 года министерство вновь было преобразовано, в его состав вошли объединение хлебопекарной. макаронной и кондитерской промышленности («Узхлебпром») и 22 подведомственных ему хлебопекарных предприятий. Новое министерство выполняло те же задачи, что и ликвидированное. В период 1987 по 1990 годы продолжается высокими темпами наращивание производственных мощностей. Введено в эксплуатацию :

7 сортовых мельниц общей мощностью 1900 тонн /сутки, среди них Акташская, Акалтынская и Кургантепинская, оснащённые высокопроизводимым комплектным оборудованием;

4 крупозавода мощностью по 100 тонн зерна в сутки (Нукус. Шовот, Сырдарья и Ургенч);

7 комбикормовых заводов мощностью 1910 тонн в сутки , в том числе Акалтынский и Ханкинский по 630 тонн, Дустликский и Учкурганский по 250, Яккобогский – 100 и Музрабадский (Гагарино) – 50 тонн в сутки.

На 12 мельницах проведено техническое перевооружение с заменой старого оборудования на новое высокопроизводительное с приростом общей мощности на 573 тонны зерна в сутки. Такие же работы произведены на 6 крупоцехах. В те же годы было принято в эксплуатацию более 300 тыс. тонн элеваторных ёмкостей.

Крупные мощности мельничных заводов, введенные в 1987-1990г. были последним аккордом в развитии отрасли хлебопродуктов, которая к тому периоду полностью обеспечивала потребность населения в муке за счет собственной выработки.

В эти же годы Министерство хлебопродуктов преобразовано в Государственный концерн «Узхлебопродукт». Важным фактором в улучшении работы отрасли был указ Президента Республики Узбекистан от 22 апреля 1994 года, в соответствии с которым Государственный концерн «Узхлебопродукт» был преобразован в одноименную Государственно-акционерную корпорацию. Указ положил начало организационным мероприятиям по разгосударствлению и приватизации предприятий отрасли. За период 1995-1998 годы было приватизировано 13 крупяных цехов, 30 комбикормовых и 52 мукомольных завода. При наличии сырья производственные мощности этих предприятий обеспечивали выработку крупы за год более 300 тысяч тонн, а комбикормов и сортовой муки – по 3 миллиона тонн, что полностью покрывало потребность республики.

В целях коренного совершенствования управления в сфере закупки, хранения и переработки зерна, ликвидации излишних промежуточных структур, дальнейшего углубления рыночных отношений в отрасли, активизации процессов приватизации и привлечения инвестиций Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 августа 2004 года Государственно-акционерная корпорация «Уздонмахсулот» преобразована в акционерную компанию «Уздонмахсулот» в форме открытого акционерного общества. Как и прежде в её функции входит закупка, размещение, хранение зерна и семян, переработка зерна государственного ресурса в хлебопродукты и обеспечение хлебопродуктами отрасли экономики и населения Республики Узбекистан.

Согласно решению, в настоящее время у акционерной компании  «Уздонмахсулот» есть 44 предприятия и 25 филиалов.

На предприятиях акционерного общества «Уздонмахсулот» насчитывается 58 мельниц, 114 цехов по выпечке хлеба, 46 макаронных цехов , 45 цехов по производству круп и 2 цеха по производству дробленой крупы. 

В целях снабжения внутреннего потребительского рынка продуктами питания, расширения ассортимента продукции, обеспечения населения качественными хлебобулочными изделиями, макаронными изделиями и крупами предприятия «Уздонмахсулот» осуществляют систематическую деятельность и работу. 

С целью расширения ассортимента выпускаемой продукции в 2010-2017 годах были созданы и введены в эксплуатацию 77 едениц современных, модернизированных оборудований от российской компании «Виникс», выпускаемых немецкой компанией «Wachtel» В результате качество нашей продукции улучшилось, увеличилось производство хлебобулочных изделий. Сегодня в этих цехах производится 40-45 различных видов хлеба и и хлебобулочных изделий.. В отдаленных сельских районах нашей страны были созданы условия для доставки горячего хлеба жителям района. 

В 2010-2017 годах было сдано в эксплуатацию 20 современных макаронных цехов. В результате чего, производство макарон увеличилось в 15-17 раз. Так же, была создана линия упаковки макарон для небольших пачек.